Мотивация сотрудников — точно в цель

«…человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет… когда хлеба вдоволь… Появляются более высокие потребности, и именно они… управляют нашим организмом».
Абрахам Маслоу

Cтруктура покупательского спроса в России продолжает смещаться в сторону более дешевого ассортимента услуг и товаров. Основная причина этой тенденции заключается в том, что более половины населения считает, что их финансовое положение в последнее время ухудшается.

Стремление клиентов экономить приводит к ужесточению ценовой конкуренции среди поставщиков. Поставщики услуг и товаров вынуждены осваивать более дешевые технологии (производственные, маркетинговые) и, среди прочего, сокращать расходы на персонал.

Попытки оптимизировать расходы на персонал часто приводят к снижению трудовой мотивации сотрудников и мнению, что руководство организации не уделяет данному вопросу достаточного внимания. Это, кроме очевидных последствий в виде снижения качества обслуживания клиентов, провоцирует рост текучести кадров.

В итоге компании ведут двойную борьбу. С одной стороны — это борьба за клиентов, стремящихся к сокращению расходов, а с другой — борьба за повышение мотивированности сотрудников на фоне сокращения издержек на персонал.

Ситуация непростая, но с ней можно справиться, прибегнув к эффективным методикам мотивации, уже успевшим успешно зарекомендовать себя в условиях современной России.

Виды мотивации и как с ними работать

Мотивация — это побуждение к действию. Это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Внутренняя и внешняя мотивация

Внутренняя мотивация основана на самом содержании деятельности: профессиональная функция, которую сотруднику нравится исполнять; работа, которую нравится делать.
Самые ценные сотрудники — те, которых внутренне увлекают профессия и задачи, которые вы перед ними ставите, и которым хочется добиться в этом высот. Но не стоит думать, что, наняв таких людей, можно не беспокоиться об их внешней мотивации — как раз наоборот. За внутренне мотивированных работников готов сразиться любой работодатель, поскольку именно они держат планку качества в вашей компании, следят за новинками отрасли и являются образцом для всего коллектива. Постоянно проводите мониторинг рынка труда и предлагайте вашим самым эффективным сотрудникам условия чуть лучше, чем у конкурентов — тогда вы сможете быть уверены, что лучшие специалисты не покинут вас неожиданно.

Внешняя мотивация не связана с содержанием работы, а обусловлена внешними по отношению к сотруднику обстоятельствами.
В большей мере работодатель влияет именно на внешнюю мотивацию, и именно о ней пойдет дальше речь.

Положительная и отрицательная мотивация

Мотивацию, основанную на положительных стимулах («сделай хорошо — получишь благодарность/поощрение/премию/привилегию»), называют положительной.
Мотивацию, основанную на отрицательных стимулах («сделаешь плохо — получишь выговор/взыскание/не получишь премию/лишишься привилегии»), называют отрицательной.

Отрицательная мотивация. Отчисления и удержания из зарплаты: что законно, а что — нет

Законные отчисления и удержания из зарплаты:

  • отчисления НДФЛ (ст. 224 НК РФ);
  • отчисления в ФОМС, ТФОМС, ПФР и ФСС (Федеральный закон № 212-ФЗ);
  • удержание переплаченных сумм по зарплате, авансам, командировочным расходам (см. 137 ТК РФ);
  • добровольные отчисления работников в профсоюз (ст. 377 ТК РФ);
  • возмещение ущерба имуществу работодателя, за исключением случаев нормального хозяйственного риска (ст. 238, 239 ТК РФ).

Все остальные отчисления и удержания — вне рамок закона.

Единственный законный способ «наказать работника рублем» — не «поощрить» его (то есть не выдать премию согласно ст. 191 ТК РФ). Если вы хотите использовать именно отрицательные стимулы для мотивации сотрудников — сформулируйте условия получения премии как «100% суммы премии выплачивается при отсутствии нарушений», а при совершении тех или иных проступков — премия будет уменьшаться.
Но стоит обратить внимание, что, согласно ряду опросов, у более, чем половины сотрудников, работающих по системе отрицательной мотивации, доминирует ориентация на избегание неудач, а не на достижение результата — они работают «формально», по минимуму, единственная цель — не получить взысканий. О прогрессе, интенсификации и общих улучшениях речь здесь не идет.

Материальная и нематериальная мотивация

Вспомним определение мотивации, данное чуть раньше в этой статье: «Мотивация… [- это] способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.»

Чтобы разобраться в типах человеческих потребностей, обратимся к широко используемой в менеджменте «Пирамиде потребностей Маслоу» (на рисунке справа).

Потребности человека Маслоу расположил в виде пирамиды.

На низших двух ступенях — физиологические потребности, выше — потребности социального и личностного характера.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, более актуальными становятся потребности более высокого уровня.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разнообразны. Например, для удовлетворения потребности в уважении одному человеку требуется завоевать статус выдающегося профессионала, получив ряд международных наград, а другому достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет.

Поговорим сначала об удовлетворении физиологических потребностей сотрудников — то есть материальной мотивации.

Материальная мотивация — не что иное, как зарплата. Достойный уровень зарплаты позволит сотруднику меньше «думать о быте», чувствовать себя в безопасности, по достоинству оценить иные, нематериальные меры поощрения.

Уровень зарплаты, превышающий базовые бытовые потребности сотрудника, также удовлетворяет его потребность в признании и уважении.

Однако, «заманивая» хороших специалистов зарплатой и периодически повышая ее, вы можете увеличить бюджет на зарплату до нерентабельных величин. Чтобы предлагать условия лучше, чем у конкурентов, играйте на балансе материальной и нематериальной составляющих мотивации.

Прежде чем начать моделировать в вашей CRM-системе те или иные схемы материальной мотивации сотрудников, оцените роль каждого сотрудника в привлечении и удержании клиентов.

Если это специалисты, к которым стремятся попасть клиенты — справедливо будет сделать акцент на вознаграждении за их личный вклад в общее дело (% от стоимости оказанных ими услуг и проданных товаров, % перезаписи лично к ним, средняя оценка их личной работы в ходе контроля качества обслуживания).

Если это сотрудники, обеспечивающие лояльность клиентов к организации в целом — основную мотивационную составляющую калькулируйте от общих показателей компании (выручка, общий % перезаписи, общий средний чек, средняя оценка работы организации в целом по результатам контроля качества обслуживания).

А теперь — «вишенка на торте»: нематериальная мотивация, также называемая «соц.пакет».

Для начала давайте разделим понятия «социальные гарантии» и «соцальный пакет».

Социальные гарантии — это то, что вы обязаны предоставить работнику по закону:

  • официальное трудоустройство
  • оплачиваемый отпуск
  • оплачиваемый больничный
  • оплата сверхурочных
  • отпуска для студентов
  • декретный отпуск с сохранением места
  • и т.д.

Социальный пакет — это льготы, которые вы предоставляете добровольно.
Это инструменты мотивации, направленные на удовлетворение социальных и личностных потребностей сотрудников, которые могут стоить вам немного, но очень много значить для сотрудников.

Инструменты, нацеленные на удовлетворение потребности в принадлежности и любви:

  • поздравления с личными и государственными праздниками
  • корпоративные мероприятия, тимбилдинги
  • конкурсы идей об улучшении работы компании
  • скидки на услуги организации для ее сотрудников
  • создание и финансирование команды для соревнований в корпоративных спортивных лигах
  • предоставление гибкого графика работы согласно индивидуальным потребностям работника (см. ст. 102 ТК РФ)
  • оплата услуг страхования (ДМС, ОСАГО, КАСКО и др.), химчистки, детского сада, коммунальных платежей, спортзала, …

Инструменты, нацеленные на удовлетворение потребности в признании и уважении:

  • доска почета «Лучший сотрудник месяца»
  • дипломы / вымпелы / статуэтки / призы по итогам работы за квартал и церемонии их вручения
  • именное парковочное место
  • именные визитки; именная табличка на столе, двери кабинета, общем плане помещения; имя специалиста в графике работы заведения

Инструменты, нацеленные на удовлетворение познавательных потребностей:

  • оплата обучающих курсов и курсов повышения квалификации, получения дополнительного образования (и/или корректировка рабочего графика для их прохождения)
  • оплата участия в (профессиональных) конкурсах (и/или корректировка рабочего графика для их прохождения)
  • оплата туристических путевок
  • финансирование экспериментов и изобретений (и/или выделение помещения для их проведения)

Инструменты, нацеленные на удовлетворение эстетических потребностей:

  • бюджет на индивидуальное оформление рабочего места
  • покупка билетов на спектакли, выставки, концерты, представления (и/или корректировка рабочего графика для их посещения)

Инструменты, нацеленные на удовлетворение потребности в самоактуализации (реализации личных способностей и возможностей человека, обретении смысла существования). Часто в качестве «потребности в самоактуализации» объединяют все 3 верхние ступени пирамиды Маслоу.

  • поощрение хобби и талантов сотрудника (финансирование и/или подстройка рабочего графика)
  • поощрение изобретательской, научной, преподавательской деятельности, помощь в публикации материалов, патентовании
  • организация копоративных мероприятий, направленных на самореализацию сотрудников

Как грамотно использовать возможности нематериальной мотивации: «принцип кафетерия» и «грейдерная» система.

Шаг 1
Какие-то инструменты мотивации вы захотите применять всегда и для всего персонала (например, конкурс идей по улучшению работы компании или конкурс на лучшего сотрудника месяца).
Ценность остальных льгот оцените в баллах (чем «ценнее» льгота — тем больше баллов она будет «стоить») – в зависимости от личной ценности для сотрудников и сложности предоставления для вас. Оценка будет разной для разных компаний.

Например:

Индивидуальное парковочное место 

  • 1 балл, если у вас есть своя территория для парковки
  • 5 баллов, если вам придется оплачивать это место своему арендодателю

Индивидуальное оформление рабочего места

  • 1 балл, если предложение распространяется на приобретение нескольких аксессуаров
  • 5 баллов, если вы готовы провести переоформление всего кабинета

Билеты в театр и на коцерты

  • 1 балл, если компания по распространению билетов является вашим рекламным партнером и предоставляет билеты со скидкой
  • 5 баллов, если не является

Индивидуальный гибкий график работы

  • 1 балл, если это бухгалтер, маркетолог, системный администратор или иной сотрудник, чья работа не привязана к графику обслуживания клиентов
  • 5 баллов, если это специалист, работающий согласно графику обслуживания клиентов

Шаг 2
Рассчитайте для каждого сотрудника свое количество баллов, которые он сможет потратить на льготы.

Слово «грейдерный» — от английского grade (степень, класс).

Сформируйте список критериев для оценки класса («грейда») каждого сотрудника, для каждого критерия сформируйте шкалу оценки в баллах.

Критериями могут являться как личные характеристики сотрудника, так и ключевые показатели эффективности работы:

Личные характеристики сотрудника, например:

  • Квалификация сотрудника (1-5 баллов)
  • Репутация сотрудника и популярность его имени (1-10 баллов)
  • Степень ответственности сотрудника в рамках его функции (1-10 баллов)
  • Размер личной клиентской базы сотрудника (1-10 баллов)
  • Возможность сотрудника работать в сложном графике, например, в ночные смены (1-3 балла)

Ключевые показатели эффективности работы сотрудника (вам будет легко отслеживать их в вашей CRM-системе), например:

  • Повышение среднего чека на 10% по сравленению с уровнем предыдущего квартала (+1 балл при достижении этого показателя). Каждый квартал проводите для каждого сорудника усреднение дополнительных баллов по этому показателю.
  • Процент перезаписи клиентов — не ниже 40% в течение квартала (+1 балл при достижении этого показателя)
  • Средняя оценка удовлетворенности клиентов — не ниже 4,8 балла в течение квартала (+1 балл при достижении этого показателя)

​Кроме того: 
в качестве дополнительного инструмента мотивации вы можете предоставить некоторым сотрудникам дополнительное количество «стартовых» баллов (например, 1-3 балла). Но это не обязательно, поскольку каждый сотрудник в любом случае получит минимальное количество баллов по применимым к нему критериям (например, квалификация, степень ответственности и т.д.).

Шаг 3

«Принцип кафетерия»: предоставьте сотруднику самому выбрать свой соц.пакет, потратив свои «грейдерные» баллы на те льготы, которые ценны именно для него:

  • Кто-то будет очень рад, если вы предоставите ему полис ДМС. А кто-то болеет очень редко и ДМС почти не пользуется, зато он был бы просто счастлив, если бы вы оплатили ему ОСАГО.
  • Кто-то хочет воспользоваться предложением частичной оплаты спортзала. А кто-то привык бегать по утрам на дорожке соседней спортплощадки, и этой льготе однозначно предпочтет оплату курсов повышения квалификации.
  • А кому-то важнее всего перечисленного будет, если вы позволите ему иметь график с окончанием смены в 17:30, потому что тогда он сможет самостоятельно встречать ребенка из детского сада.

В итоге за те же или (часто!) меньшие деньги вы получите коллектив индивидуально мотивированных сотрудников, знающих, что работодатель заботится о каждом из них.

Вы бы любили такую компанию?

ПОЛУЧАТЬ НОВЫЕ СТАТЬИ НА ПОЧТУ
ООО «Облачные интернет сервисы», © 2024
191119, г. Санк-Петербург, ул. Звенигородская, д. 8-10, лит. Б, пом. 11, оф. 1.
ИНН: 7842528034
ОГРН: 1147847333150
Оформление пробного периода
Шаг 1 из 2
Как к вам обращаться?
Сообщите, пожалуйста, как к вам обращаться
Поле E-mail заполнено неверно
Партнерский код не действителен
Далее
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на использование файлов "cookie". Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, измените настройки браузера. Соглашаюсь