Стимулирование сотрудников с Клиентикс CRM
Ранее, мы говорили о том, что CRM — инструмент для работы с клиентами. Но чтобы грамотно выстроить работу с клиентами, важно иметь сильную команду!
Своевременная и оправданная зарплата — залог эффективной работы ваших сотрудников. А если вы хотите, чтобы коллеги чувствовали себя частью компании, вкладывали в нее весь свой профессионализм и постоянно росли, у них должна быть более серьезная финансовая мотивация: премии, бонусы, возможно, даже мини-соревнования внутри команды.
Какие способы оплаты используются обычно?
Оклад
Вы изначально договорились с сотрудником о размере вознаграждения и время от времени поощряете его работу небольшой премией на свое усмотрение — этот вариант подходит уборщицам, но, например, для администраторов он губителен. Зачем ему перезаписывать клиентов и продавать дополнительные товары, если это не влияет на его зарплату?
Оклад + процент
Именно поэтому администраторам обычно начисляют процент от продаж с витрины или от общего оборота салона, медклиники, СТО и др. Почему? Это выгодно и для сотрудника, и для директора — первый знает, для чего старается, второй — получает прибыль.
Только процент
Вариант, на первый взгляд, идеально подходит для мастеров — он хорошо стимулирует к привлечению клиентов. Но пустые дни случаются, и далеко не всегда по вине мастеров. А если это, скажем, летнее затишье, то мастер может надолго остаться без средств, и, вероятнее всего, уйдет искать более лояльное начальство.
Аналитический
Самый сложный вариант! Мастер также получает процент от услуг и процедур, но есть различные доплаты от руководителя — за пустой день, за возвращаемость клиентов, за хороший объем продаж и другие заслуги. На наш взгляд, этот вариант самый современный, и главное, честный — тут учитывается и подстраховка, и стимулирование. Вы можете не бояться, что сотрудник от вас уйдет, и точно знаете, за что платите ему деньги.
Может также вводиться минимальная зарплата для новых сотрудников, скажем, в первый месяц вы платите полную минимальную зп, во второй — половину, а дальше мастер постепенно обрастает своими клиентами и выходит полностью на процент.
Сколько процентов платить?
Очень спорный вопрос, на который у каждого директора/руководителя свой взгляд. Чтобы разобраться с ним, лучше всего закончить курсы для руководителей — но вы можете и не тратить на это время и деньги, а просто дочитать статью до конца.
Чтобы понять, какой процент с продаж услуг будет оптимальным для вознаграждения мастера, нужно разобраться как распределяется доход, который он приносит:
·30% — необходимые расходы (реклама, налоги, зарплата администраторов и хоз. персонала, оборудование и материалы);
·30% — важные расходы (развитие компании, погашение инвестиций и содержание помещения, оплата разрешений, лицензий);
·30% — зарплата мастеров;
·10% — доход работодателя.
Взглянув на нехитрую схему становится ясно, что оплата 50Х50%, которую в основном назначают неопытные директора, совсем не подходит в случае, если вы хотите получать хоть какую-то прибыль! Ведь, разобравшись со всеми расходами, хорошо, если вы не останетесь в минусе. Поэтому 30-40% процентов для мастера — потолок. Высокий процент хорош только в двух случаях:
1) Если мастер работает на своих материалах. Но тут могут быть проблемы с лицензией, если при проверке сертификатов на продукцию у мастеров не будет, то штрафовать будут вас.
2) Если у вас низкие цены. Чем ниже цены на услуги, тем больший процент можно платить мастерам — в парикмахерских обязанности уборщицы и администратора часто ложатся на мастеров, кроме того, экономия идет за счет использования недорогих материалов.
Рассмотрим схемы оплаты для каждого сотрудника
Администратор. Здесь, как мы и говорили, лучше всего работает схема: оклад + процент. Вариантов очень много, например:
-
Базовый оклад + 1-2% от выручки + 2-10% от продаж;
-
Оклад + 3-5% от прибыли + % от продаж;
-
Оклад + 10% от услуг солярия + 1-3% от услуг (за вычетом услуг солярия) + 1-2% от продаж всех специалистов;
-
Только % от выручки (зависит от оборота салона) + % от продаж;
-
Только % от выручки;
Выбирайте, что вам больше подходит.
Парикмахер. Оптимальный вариант для салонов средней ценовой категории — 35-40%. Повышайте зарплату мастеров на 1% ежегодно — это стимулирует, привязывает и выделяет среди сотрудников. Изначально ставка специалиста 30%, а через 5 лет уже 35%, и это уже достаточно большой разрыв с новыми мастерами.
Мастер маникюра и педикюра. 25-45% от стоимости услуги. Процент больше, чем у мастеров других направлений, потому что мастера маникюра всегда работают на своих материалах. А вы — компенсируете им затраты более высоким процентом.
Косметолог. 20-30%. Относительно небольшой процент, но стоимость косметических услуг достаточно высокая. А мы помним, что чем ниже стоимость услуги, тем выше %, и наоборот.
Массажист. 30-45%. Массаж — наименее затратный вид услуг. Из материалов ему необходима одноразовая простыня и массажное масло. Эффективность процедуры не зависит от инструментов, косметики или материалов. Только от рук мастера. Так что смотрите сами: если цены на массаж в вашем салоне высокие, то, соответственно, вы можете уменьшить процент мастера.
Уборщица. Оклад. Возможна премия. Возможна доплата: если сотрудники не хотят сами убирать комнату отдыха персонала, предложите им собирать по 100-200 рублей в месяц и отдавать их уборщице. Обычно это решение устраивает всех: уборщицу — доплатой, а мастеров — чистотой.
Осталось разобраться с самым сложным — как реализовать подсчет зарплаты по всем этим схемам, не нанимая бухгалтера?
Сможем ли мы справиться без профильного специалиста?
Чем хитрее ваша система стимулирования: поквартальные премии, бонусы за приведенных клиентов, разность процентов и оклада, который мастера получают в зависимости от должности и оказываемых услуг и т. д., тем сложнее вашему администратору считать зарплату. Приходится держать в голове массу формул, и каждый вечер возвращаться к рутинным операциям. А зачастую и нанимать в помощь бухгалтера.
Автоматизация напрашивается сама собой! Зачем заставлять человека изо дня в день делать сложные подсчеты, если можно довериться программе, которая сделает это самостоятельно со свойственной машине точностью?
Клиентикс CRM оптимизирует расчет зарплат с легкостью!
Разберемся как это происходит. Все, что от вас требуется — указать схему, по которой рассчитывается зарплата сотрудника (например, 30% от его валовой выручки), все данные по оказанным им услугам будут попадать в CRM при записи и приеме клиентов — таким образом, каждый вечер, нажав одну кнопку, вы будете получать нужный отчет. Никаких дополнительных действий.
Имея удобный инструмент расчета зарплат, можно как угодно импровизировать — пробовать новые схемы оплаты, внедрять бонусы, устраивать состязания мастеров, и быть уверенным, что у администратора не возникнет проблем с подсчетами.
Работайте над мотивацией, любите своих мастеров и клиентов — прибыль не заставить ждать!