2 главных показателя эффективности вашего маркетинга

Для создания иллюстраций к статье использован интерфейс модуля Аналитика CRM Клиентикс

Маркетинг — разноплановая деятельность. Это процессы постановки стратегических целей для компании, воплощения конкретных замыслов, ценообразования, а также продвижения и продажи идей, товаров и услуг.

Ежедневная маркетинговая деятельность направлена на решение множества задач, например:

  • повышение узнаваемости бренда среди целевой аудитории;
  • увеличение/поддержание осведомленности о новинках компании;
  • формирование/поддержание имиджа компании (в том числе — среди существующих клиентов);
  • повышение лояльности клиентов;
  • привлечение новых клиентов;
  • удержание существующих клиентов;
  • увеличение среднего чека;
  • и другие.

Но основная цель маркетинга всегда одна: увеличение чистой прибыли компании.

Как оценить эффективность ваших маркетинговых затрат с точки зрения именно этой, основной цели?

2 главных показателя эффективности маркетинга

  1. Средняя стоимость привлечения клиента
  2. Средняя ценность клиента

Важны не конкретные значения этих показателей, а соотношение этих величин.

Средняя стоимость привлечения клиента

Этот показатель рассчитывается по простой формуле:

все ваши затраты на маркетинг за истекший месяц (квартал, год) / количество новых клиентов за тот же период.

Например, за последний месяц вы потратили на маркетинг 20 000 рублей, при этом вашими услугами воспользовалось 5 новых клиентов. Значит, средняя стоимость привлечения одного клиента = 20 000 / 5 = 4 000 рублей.

Казалось бы, всё просто. Но есть тонкость: важно правильно определить, какие конкретно расходы следует отнести к затратам на маркетинг. Рассмотрите все ваши затраты (включая заработную плату сотрудников) с точки зрения основных задач, на решение которых эти затраты направлены.

  • Если это задачи из списка маркетинга (см. пример таких задач в начале статьи) — то и соответствующие расходы стоит считать маркетинговыми. Например, это затраты на изготовление рекламоносителей и написание текстов (флаеры, плакаты, сайт, ведение групп в соц.сетях или блога, изготовление вывески и др.), каналы распространения рекламы (оплата размещений рекламы в интернете, на радио, SMS- и email-рассылок и др.), сувениры клиентам, оплата маркетинговым агентствам, штатным маркетологам, сотруникам отдела продаж, комиссия агентов по привлечению клиентов.
  • Если затраты скорее направлены на процесс создания основных услуг и общую организацию работы компании — то это производственные либо административные расходы, и на маркетинг их относить не стоит. Например, заработная плата специалистов, непосредственно оказывающих услуги, администраторов, бухгалтера, канцелярские принадлежности, расходные материалы, покупка и облуживание оборудования, уборка и др.

Средняя ценность клиента

Средняя ценность клиента — это прибыль (не выручка, а именно прибыль), которую клиент принесет вашей компании в течение всего времени, пока будет пользоваться вашими услугами.

Чтобы рассчитать это значение, воспользуемся формулой

A x B x C x D, где

A – средний чек вашей компании
B – средняя доля прибыли в чеке (% маржи)
C – периодичность покупок (среднее количество раз в месяц (либо год), когда клиент пользуется вашими услугами)
D – средний период верности клиента (сколько в среднем месяцев (либо лет) клиенты пользуются услугами вашей компании)

Показатели A, B и C вы можете рассчитать на основе данных за последний месяц или год. Для расчета показателя D лучше использовать данные за максимально длительный период времени (например, проанализировать поведение клиентов, пришедших к вам еще в первый месяц (либо первый год) работы компании). Показатели C и D должны рассчитываться для одного и того же периода (либо месяц, либо год).

Рассчитаем среднюю ценность клиента на примере: 

Средний чек (множитель A) составляет на данный момент 1708 рублей.

Средняя доля прибыли в чеке (множитель B) — это соотношение прибыли и выручки компании.

Выручка за прошлый месяц составила 742 997,50 рублей
Прибыль — 678 782,50 рублей
Средняя доля прибыли в чеке (% маржи) на данный момент = 678 782,50 / 742 997,50 * 100% = 0,91*100% = 91%

Периодичность покупок в месяц (множитель C) = количество визитов клиентов за период / средний размер клиентской базы

Количество визитов клиентов за прошлый месяц — 586 штук
Количество клиентов на начало прошлого месяца = 113 человек
Количество клиентов на конец прошлого месяца = 125 человек
Средний размер клиентской базы = (113+125) / 2 = 119 человек
Периодичность покупок в месяц = 586 / 119 = 4,92 раза в месяц в среднем приобретает наши услуги каждый клиент

Средний период верности клиента (множитель D)

Для расчета множителя D лучше использовать данные за максимально длительный период времени.
Допустим, наша компания начала работать 10 месяцев назад и в первый месяц работы привлекла 100 новых клиентов.
Нам нужно проследить именно за этими 100 конкретными клиентами — как долго они продолжали пользоваться услугами компании:

Рассчитаем средний период верности клиентов: (1*100 + 2*60 + 3*36 + 4*22 + 5*13 + 6*8 + 7*5 + 8*3 + 9*2 + 10*1) / (100 + 60 + 36 + 22 + 13 + 8 + 5 + 3 + 2 + 1) = 616 / 250 = 2,5 месяца

В итоге:

средняя ценность клиента = 1708 х 0,91 х 4,92 х 2,5 = 19 117,64 рубля

Соотношение показателей

Всё, что нам осталось сделать — соотнести среднюю ценность клиента со средней стоимостью его привлечения.

В нашем примере соотношение сооставит 19 117,64 рублей / 4 000 рублей = 4,78

Этот показатель — ни что иное, как возврат от инвестиций в маркетинг. Каждый вложенный нами в маркетинг рубль приносит 4,78 рубля прибыли. Чем выше показатель — тем эффективнее работает маркетинг.

Для компаний, не имеющих большого количества конкурентов, хорошим соотношением ценности и стоимости привлечения клиента можно считать 3 и выше.
Ожидаемое значение для рынков с высокой конкуренцией — от 1,5 до 3.
Однако, очень высокое значение этого показателя не всегда хорошо. Если вы работаете на высококонкурентном рынке, и показатель в какой-то момент стал превышать 4 — задумайтесь: возможно, в последнее время вы стали слишком экономить на маркетинге, что облегчает жизнь ваших конкурентов.

ПОЛУЧАТЬ НОВЫЕ СТАТЬИ НА ПОЧТУ
ООО «Облачные интернет сервисы», © 2024
191119, г. Санк-Петербург, ул. Звенигородская, д. 8-10, лит. Б, пом. 11, оф. 1.
ИНН: 7842528034
ОГРН: 1147847333150
Оформление пробного периода
Шаг 1 из 2
Как к вам обращаться?
Сообщите, пожалуйста, как к вам обращаться
Поле E-mail заполнено неверно
Партнерский код не действителен
Далее
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на использование файлов "cookie". Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, измените настройки браузера. Соглашаюсь